Актуально:
17.11.2017
17.11.2017
17.11.2017
17.11.2017
17.11.2017
17.11.2017
17.11.2017
10.11.2017
10.11.2017
10.11.2017

Через годы

0

дата: 04.04.2014

Татьяна Геннадьевна Сафиулина – человек в Усть-Илимске известный. И не только потому, что двадцать один год возглавляла управление культуры города. Самым непосредственным образом Татьяна Геннадьевна участвовала в становлении и развитии в Усть-Илимске одной из форм народного творчества – художественной самодеятельности, которую руководство страны рассматривало как один из главных инструментов не только эстетического, но и идеологического воспитания советского человека.

В Усть-Илимск режиссер клубных массовых мероприятий Татьяна Сафиулина, уже поработавшая директором районного Дворца культуры, приехала в 1981 году по направлению областного комитета профсоюзов работников энергетической промышленности – чтобы возглавить строящийся тогда ДК «Энергетик» (сейчас ДК им Наймушина). В новом городе в то время вообще ничего не было – ни ДК «Дружба», ни «Яросамы». Да и сам город еще только строился… Для «Дружбы» заложили фундамент, но стройку «заморозили». Объекты соцкультбыта (так тогда называли социальную и культурную сферу) были второстепенны, деньги на них какое-то время почти не выделялись, в первую очередь ударными темпами возводилось жилье. В кино – и то ездили «на старый город», в кинотеатр «Родник», в котором сейчас торгуют мебелью… Билет на автобус, «двойку», стоил 20 копеек, и полз автобус туда минут 30-40.

- Как сейчас помню свою первую покупку в Усть-Илимске. Это были резиновые сапоги, - рассказывает Татьяна Геннадьевна. – У каждого дома, конторы, школы тогда стояли большие ванны, в них – намотанные на палки тряпки. Перед входом в здание все мыли свою обувь. Порой в лужах теряли сапог и шли дальше, ковыляя.

...В Усть-Илимске Татьяне Сафиулиной вместо «директорского кресла» предложили ставку культорганизатора в профсоюзном клубе художественной самодеятельности Усть-Илимского ЛПК. Она легко согласилась.  

- Размещался клуб в общежитии у Дома быта «Радуга». Это был единственный «очаг культуры» на новом городе в то время. И работников там было немного. Моим первым директором была Галина Васильевна Золотова, прекрасный руководитель. Там же  начинала трудовую биографию и начальник управления культуры Ирина Сергеевна Летунова. С того далекого, 1981 года, мы с ней всегда в одной команде..

 Большие мероприятия мы проводили в актовом зале школы №7, в актовых залах общежитий №8, 10, 16,17. Новогодние праздники для детей работников ЛПК проходили в Доме спорта в 11-м микрорайоне. Но помещений для культурных мероприятий  катастрофически не хватало. Чтобы молодым строителям, энергетикам, лесохимикам было куда сходить семьей после смены, генеральный директор ПО “УИ ЛПК” Виктор Николаевич Семенов принял решение о строительстве в 11-м микрорайоне ДК «Ровесник». Финансировал его строительство лесопромышленный комплекс, по титулу он числился как… хозблок. Возвели «Ровесник» в рекордно короткие сроки. Сделали все по минимуму – большой холл, где потом проводились новогодние елки для детей и взрослых, кинозал, пара-тройка кабинетов… В сентябре 1982 года Дом культуры профкома ЛПК «Ровесник» открылся. Это было событие для всего города!  В «Ровеснике» показывали фильмы, там открылось несколько кружков, с 1985 года в нем обосновалась театральная студия «Диалоги», из которой потом «вырос» наш профессиональный муниципальный театр.

Квинтэссенция эпохи

В «Ровесник» перешла и Татьяна Сафиулина, уже в качестве заместителя директора. Вместе с нею в ДК «перекочевали» и тематические вечера, и другие мероприятия для работников ЛПК. Работа ДК финансировалась профсоюзом ЛПК и самим предприятием. И именно в те годы в «правобережном»  Усть-Илимске началось бурное развитие художественной самодеятельности.  Возникали любительские танцевальные, певческие коллективы. Многие и сейчас продолжают радовать устьилимцев. Некоторые, достигнув определенного уровня мастерства и востребованности, статус «любительский» сменили на «профессиональный».

- Люди постарше, наверное, хорошо помнят ту эпоху, тот непередаваемый дух соревнования, состязания. Лесопромышленный комплекс, на котором работало большинство жителей города, набирал обороты. Между цехами, предприятиями комплекса  проводились соревнования в разных областях – в производстве, в культуре производства, в физкультуре и спорте. В середине 80-х мы решили проводить смотры-конкурсы самодеятельных коллективов предприятий УИ ЛПК в форме тематических вечеров. Темы были разные, например, к 70-летию Октябрьской социалистической революции, к юбилею Победы. Всего участвовало 15 предприятий, их разделили на три группы – по количеству работающих. В первой группе - целлюлозный завод, УЖКХ (раньше Управление жилищно-коммунального хозяйства города было структурным подразделением ПО “УИ ЛПК”, - ред.), ИЛПУ, во второй – механический завод, РМЗ, подсобное хозяйство «Ангара», ЛДЗ, в третьей - управление ПО “УИ ЛПК”, ПКТБ, и другие небольшие подразделения и управления. Подготовка была очень серьезная. Собирался оргкомитет, в который обязательно входил гендиректор. За каждым коллективом предприятия был закреплен работник ДК. Сценарий был за нами,  а вот номера художественной самодеятельности готовили трудовые коллективы. Каждый номер художественной самодеятельности оценивался отдельно. И по разной системе. Например, хоры – по десятибалльной, индивидуальные номера – по пятибалльной. Т.е. если у предприятия хор – то в зависимости от выступления оно могло и 8, и 9, и 10 баллов заработать, если поет солист – больше пяти баллов не будет. Народ быстро смекнул, что к чему!  Помню, на одном конкурсе у ЦЗ был хор. Так на следующий год УИ ЖКХ выставил два хора! Один – академический, другой – ветеранов. Этот хор ветеранов до сих пор жив, а родился он в «битве» предприятий за баллы. Оценивались также оформление сцены, костюмы. Смотр-конкурс полюбился многим, мы проводили его в ДК «Ровесник», а потом и в «Дружбе» несколько лет. Борьба шла нешуточная! Зал всегда был заполнен до отказа. Я была ответственной за УЖКХ. Электрики, сантехники, все работники управления до 12, а то и до 2 часов ночи репетировали. И руководство всегда было с ними.  Это были яркие, интересные праздники со множеством идей, с огромным количеством участников. И никто никого не заставлял, люди сами стремились попасть на сцену. А болельщики рьяно отстаивали честь своего предприятия. И страсти еще долго не утихали. Например, в моей семье дело доходило до конфликтов - муж работал на  ЦЗ, я готовила тематический вечер для УЖКХ. А эти два предприятия были сильнейшими, непримиримыми соперниками! Большой популярностью пользовались тогда и вечера трудовой славы. Первый вечер я подготовила с учетом своего «ангарского» опыта – по образу и подобию известной всему СССР передачи «От всей души». «Главным героем» этих вечеров был труд, главной темой – прославление человека труда. Мы, работники культуры, встречались с людьми - передовиками производства,  рационализатора, передовыми бригадами, интересными людьми. И потом рассказывали о них со сцены. Мероприятия эти, к слову, все были сильно политизированы. Вообще, вся художественная самодеятельность, а точнее – её идеологическая составляющая была под пристальным вниманием партии, государства. Например, все сценарии обязательно «проходили» через партком (партийный комитет ЛПК), утверждались там. Помню почти анекдотичный случай. Сценарии к вечерам мы писали сами, но пользовались стихами, вкрапляя их по ходу сценария. И вот в одном сценарии я использовала очень подходящие по теме стихи Роберта Рождественского: «Труд правит миром, он пьянит, как брага…» В парткоме тут же потребовали: «Срочно убрать про брагу!» А надо сказать, что в разгаре была антиалкогольная кампания. «Не могу, - говорю, - это не я, это Рождественский написал!» «Все равно уберите!»  «А что же Пушкин? - не удержалась я. – Как там, в стихах, которые изучают еще в школе: «Выпьем с горя, где же кружка?» «Про школьную программу пусть у образования голова болит!» - заявили мне.

Смотры-конкурсы художественной самодеятельности, вечера трудовой славы получили свое продолжение в ДК «Дружба», который торжественно открыли в августе 1986 года. Помню грандиозную программу конкурсного вечера УЖКХ, посвященную 70-летию великой Октябрьской социалистической революции... Действо начиналось на улице. Жгли костры, люди, одетые в красноармейскую форму, кипятили воду в чайниках… в массовках принимали участие до 200 человек. Репетиции проводились в свободное от работы время – по ночам. И все это надо было координировать – без мобильных, без раций… А после того, как действо переместилось в зал, пройти туда было невозможно – люди в проходах висели!

Другие горизонты

Когда в Усть-Илимске заработали ДК «Дружба», «Энергетик», в город приехало много специалистов с прекрасным «культурным» образованием и опытом: хореографы - супруги Людмила и Геннадий Рац, зав. детским отделом Наталья Мишалкина,  работники массового отдела Екатерина Иродова и Светлана Руденок, Татьяна Кандрова  и многие другие. В новых Дворцах открывались кружки, клубы по интересам, студии. Весь коллектив ДК «Ровесник» перешел в ДК «Дружба», Татьяна Сафиулина – заместителем директора, директором ДК Виктор Николаевич Семенов назначил Александра Семеновича Редькова. Почему назначал Семенов, гендиректор УИ ЛПК? Потому что «Дружба» была ведомственным дворцом культуры, её содержание, как и оплату работы ее персонала, в т.ч. и творческих работников, в те годы финансировали лесопромышленный комплекс и профсоюзная организация УИ ЛПК, насчитывавшая почти 32 тысячи человек. А ДК «Энергетик» тогда содержала Усть-Илимская ГЭС. Так сложилось в Усть-Илимске, что два богатых предприятия построили и взяли на баланс такие объекты. В общем-то, тогда многое входило в состав УИ ЛПК: профилакторий, который комплекс построил, УЖКХ... ЛПК курировал спорт, культуру. Бюджет же (государство в лице горисполкома) тогда финансировал работу двух музыкальных, двух художественных школ города и библиотечную систему.

 - С торжественным открытием «Дружбы» связан один курьез, - вспоминает Татьяна Геннадьевна. – Вот комиссия, принимающая ДК, разрезала ленточку, вот осматривает фойе ДК. И тут членов комиссии что-то заинтересовало и они задержались. Я решила заглянуть в зал, где на сцене были установлены столы для президиума. И тут пожарная охрана напоследок, видимо, решила проверить работу системы противопожарной безопасности сценического оборудования. На сцену хлынули потоки воды! Членам президиума просто повезло... Правда, персонал «Дружбы» все настолько быстро убрал, что запоздавший президиум ничего и не понял. Именно тогда я оценила деловые качества вновь назначенного директора ДК «Дружба» Александра Редькова – быструю реакцию, умение не впадать в панику, а сконцентрироваться.

Кстати, перед тем, как открыть «Дружбу», мы сами, по-дилетантски, провели в городе опрос. Разбросали сами 15 тысяч (!) анкет, в которых спрашивали, что люди хотят, какие кружки, секции. Потом вручную их обработали. Самой востребованной оказалась хореография. На втором месте – хоры. Люди хотели петь и танцевать. Были в анкетах и интересные предложения, которые мы потом использовали в работе. Помню, как были популярны лекции о международной обстановке, о семье и любви, которые в ДК «Дружба» проводили сотрудники всесоюзного общества «Знание» из Иркутска. В зале яблоку негде было упасть!

Татьяна Геннадьевна говорит, что культура, художественная самодеятельность и идеология  в советское время были неразрывно связаны. «На нас, работников культуры, возлагалось, в том числе, и  общественно-политическое воспитание трудящихся. Мы должны были пропагандировать политику партии и правительства. Особенно внимательно на предмет идеологической составляющей просматривались мероприятия к каким-то датам, событиям. Номера художественной самодеятельности должны были не только развлекать, но и прославлять человека труда, воспитывать уважение к труду; воспитывать любовь к Родине; пропагандировать нравственные ценности, принятые в советском обществе. И я считаю, это правильно, но, конечно, чтоб без перегибов. Культура не может быть без идеологии. В противном случае это будет шоу, балаган».

Перестройка и... строительство

В 1988 году Татьяну Геннадьевну пригласил к себе заместителем председатель профкома УИ ЛПК Виталий Борисович Горбачев. Опыт работы в профкоме, пусть и не продолжительный, она ценит очень высоко. «Занималась я организационно-массовой работой профсоюза. А это, помимо  учета деятельности профсоюза, все профсоюзные конференции, весь соцкультбыт, весь спорт, «ДК «Дружба». И кстати, организация летнего отдыха детей: на балансе предприятия был пионерский лагерь «Илим», кроме того, по 200 человек в смену каждое лето комплекс вывозил в Анапу, рассказывает она. –  Работы было много. Но она была интересной, я на ней «горела». Это была моя жизнь! Но наступили 90-е годы. Пришла перестройка. Все начало стремительно меняться, изменились и подходы к организации работы профсоюза. Началась децентрализация: большая профсоюзная организация была раздроблена на меньшие, они «разбежались» по предприятиям, разделили счета. А финансировать объекты соцкультбыта, которыми пользовались все горожане, с разделенными счетами, сами понимаете....  В какой-то момент их вообще сняли с баланса. Они быстро накопили долги за «коммуналку». Вообще, это было время тяжелое для всех, все всем были должны. А город ни «Дружбу», ни «Ровесник», ни «Энергетик» не мог финансировать – они не были бюджетными организациями. Это несколько позже собственники их передали городу на баланс. Я же в 1990 году с профсоюза ушла - не тот объем работы, не те процессы. Мне предложили возглавить отдел культуры, и я решилась».

В ведении отдела культуры администрации Усть-Илимска на тот момент были все те же музыкальные и художественные школы, библиотеки. Но у  нового начальника комитета культуры (так переименовали отдел культуры) были поистине наполеоновские планы. Свое видение развития культурной сферы города она изложила летом 1991 года в программной статье, опубликованной в городской газете. «В Усть-Илимске должны быть музей, выставочный зал, парк, профессиональный театр...» Многие восприняли тогда планы Сафиулиной, мягко говоря, с иронией. Но сегодня в нашем городе есть все, о чем  Татьяна Геннадьевна тогда мечтала. И в создании всего этого она, возглавляя управление культуры города на протяжении 21 года, приняла самое непосредственное участие. Но это уже – другая история.

«Усть-Илимску в тяжелое перестроечное время удалось сохранить все учреждения культуры, кроме «Ровесника», который на момент передачи его под рынок уже был в составе управления образования. Сегодня у самодеятельных коллективов города – прекрасная материально-техническая база,  заложили которую в свое время два предприятия: ПО УИ ЛПК и Усть-Илимская ГЭС, -  говорит Татьяна Сафиулина. – Многое изменилось, учреждения культуры научились зарабатывать деньги. Однако, к  чести работников сферы культуры Усть-Илимска – мы не скатились в шоу, не стали «бизнесом». Смею надеяться, что мы и сегодня с помощью искусства мягко, ненавязчиво помогаем людям становиться лучше».

Подготовила Виктория ГАЛИУЛИНА

Фото Екатерины ПОНОМАРЁВОЙ

Газета "ВЕСТНИК Усть-Илимского ЛПК"