Актуально:
17.11.2017
17.11.2017
17.11.2017
17.11.2017
17.11.2017
17.11.2017
17.11.2017
10.11.2017
10.11.2017
10.11.2017

МИХАИЛ БУСЫГИН: «Я ЗНАЮ, ГОРОД БУДЕТ!»

0

дата: 11.03.2016

В истории УИ ЛПК немало знаменательных событий, связанных с пуском первой очереди целлюлозного завода, первой варкой и первой отгрузкой усть-илимской товарной целлюлозы и т.д. За каждым из этих знаковых событий стоят люди, без энтузиазма, профессионализма и самоотверженного труда которых в непроходимой тайге в предельно сжатые сроки не вырос бы современный комбинат и неповторимый по красоте город.
Но маленькая точка с поэтичным названием «Усть-Илимск» могла не появиться на карте нашей страны, если бы не Михаил Бусыгин. Его роль в истории освоения Восточной Сибири огромна. О времени совместной работы с легендарным генеральным директором УИ ЛПК в преддверии его 85-летия на странице «Вестника» рассказывают ветераны комбината.

На стройке века, как на передовой

Как и другие специалисты, теперь ветераны УИ ЛПК, Валерий Медведев приехал в Усть-Илимск по приглашению более 35 лет назад. В его послужном списке – зам. главного механика УИ ЦЗ, гл. механик ТЭС ЦЗ, зам. гл. механика УИ ЛПК, с 1982 по 1998 год – гл. механик УИ ЛПК, в конце 90-х – 2000-х – технический директор УИ ЛПК.

— Михаил Иванович Бусыгин по праву относится к числу выдающихся государственных деятелей страны, создателей и организаторов промышленности, — считает Валерий Михайлович. — Спустя годы, в один из своих приездов в наш город, он вспоминал: «Приехал в Усть-Илимск, кругом – тайга. Сел на берегу Ангары и думаю, с чего начинать? Кто нас слушать будет? Решил, что надо готовить постановление ЦК КПСС и Совмина СССР о мерах по созданию на берегу Ангары крупного лесопромышленного комплекса и города». В создании этого судьбоносного документа он принял самое активное участие, пройдя через бюрократические препоны, согласования и утверждение. К реализации замысла привлекли многие министерства, проектные организации, машиностроителей, «Проммашимпорт», страны СЭВ и т.д. Генподрядчиком стал «Братскгэсстрой» — одна из самых мощных строительных организаций СССР. Всю титаническую организаторскую работу по возведению УИ ЛПК и города возглавил, контролировал и координировал Бусыгин. Стройка велась ускоренными темпами. Михаил Иванович отличался огромной трудоспособностью, целенаправленностью, был требователен, строг, четко ставил задачи и требовал четкого их исполнения, уважал деловых людей и всегда им помогал. Он был в курсе происходящего не только на усть-илимской промплощадке, но и владел ситуацией на правительственном уровне, включая политику. При необходимости для решения сложных вопросов, возникавших в ходе строительства комплекса, подключал обком партии.

При непосредственном участии Бусыгина был создан руководящий состав комплекса, в который вошли опытные специалисты отрасли, профессионалы-патриоты Александр Сенченко, Виктор Семёнов, Иван Лизура, Михаил Курило, Эдуард Евтушенко и другие. Одновременно со стройкой набирали технологический персонал. Все вопросы по стажировке рабочих и ИТР на родственных предприятиях решались Бусыгиным. Шли пуски, огромное напряжение сил, давили сроки… Ситуация была, как на передовой. Мы отвечали за свои участки, а Бусыгин отвечал за всё и за всех, в том числе и перед правительством, ведь стройка была политической. Какие требовались силы, чтобы всё это выдержать!..

Помню, в 1979-м генеральный освободил меня от вечерних совещаний, чтобы дать больше времени для работы. Так получилось, что накануне мы с ним поругались. После совещания Бусыгин оставил меня, признаться, я тогда приготовился к худшему. Но Михаил Иванович просто сказал, что всем трудно и предложил встать на его место. Нет, говорю, Михаил Иванович, на своем бы удержаться, а он спрашивает, чем мне помочь? Спасибо, отвечаю, не надо, сам справлюсь. После этого разговора я стал по-другому к нему относиться, перестал бояться, понял, что Бусыгин – не только человек дела, но и большой души.

Без этого гениального человека не было бы Усть-Илимска. По сложившейся в СССР практике сначала возводились производственные объекты, а жилье и соцкульбыт откладывались на потом. У нас всё строилось одновременно и комплексно. Город хотели строить на левом берегу Ангары. Ценой немалых усилий генеральный отстоял строительство на правом берегу, строго по проекту. Первые дома в Усть-Илимске — «хрущевки». Этой серией, хорошо освоенной заводами ЖБИ «Братскгэсстроя», хотели застроить весь город, т.к. новые серии жилых домов не были готовы. Но Бусыгин этого не допустил и добился, чтобы в город пришли ленинградские проектировщики.

В жизни ничего само не происходит, везде есть человеческое участие, конкретные действия, борьба, ошибки. Я очень горд и благодарен судьбе, что мне довелось трудиться с таким замечательным, легендарным человеком, как Михаил Иванович Бусыгин, у которого мы учились профессионально, смело и ответственно решать любые производственные задачи.

Учил работать и отвечать за порученное дело

Ветеран УИ ЛПК Валерий Подилько в 1976 году работал главным инженером транспортного участка, а впоследствии, вплоть до конца 90-х годов, возглавлял автотранспортное управление комплекса, в которое входило пять предприятий и более 4,5 тысяч человек.

— В октябре 1976 года на УИ ЛПК создавалось новое автотранспортное предприятие, где мне предложили должность главного инженера транспортного участка, — рассказывает Валерий Федорович. — После разговора с начальником управления кадров УИ ЛПК Иваном Владимировичем Лизурой мне предстояла встреча с генеральным директором. В назначенный день я пришел к Бусыгину, который заранее ознакомился с моими документами и, поздоровавшись, сразу ввел меня в курс дела. Самое удивительное – то, что Михаил Иванович сказал мне при первой встрече, проходило красной нитью на протяжении нескольких лет нашей совместной работы, вплоть до ввода в эксплуатацию целлюлозного завода.

Стратег по натуре, Бусыгин был очень дальновидным руководителем. В середине 70-х годов он говорил мне о том, какова перспектива развития только что созданного автотранспортного предприятия. Передо мной была поставлена задача разобраться во всех проектных решениях, выбрать и свести воедино все вопросы, касающиеся организации транспортной службы всего УИ ЛПК, и показать, как эта служба будет в дальнейшем развиваться. Михаил Иванович не устанавливал мне конкретные сроки, просто сказал, что ждет меня, когда буду готов.

С отчетом к Бусыгину я пришел через четыре месяца кропотливой работы, проштудировав проекты нескольких предприятий, входящих в состав УИ ЛПК, – ЦЗ, ЛДЗ, ГДЗ, МЗ, РМЗ и т.д. Помогло то, что методику проектирования я знал по учебе в Иркутском политехе и по практике – в Центральном институте автотранспортной техники СССР в Москве и на Киевском авторемонтном заводе. Выслушав меня, Михаил Иванович сказал: «А теперь смотри, как это все объединить в транспортную службу лесопромышленного комплекса!» За прошедшие четыре месяца были набраны штаты, созданы отделы, автотранспортный цех перерос в автотранспортное предприятие. Как главный инженер, я занимался подбором кадров и обеспечением техникой вместе с директором Георгием Козыревым. Я связался с комсомольцами, и мы предложили то, чего не было в проекте УИ ЦЗ: дополнительную закрытую теплую стоянку для 150 автомобилей завода.

Бусыгин нашу идею одобрил. Я съездил в Иркутск, заключил комсомольский договор на проектирование объекта, который в сжатые сроки возвели комсомольцы-строители. В 1978 году правительственной телеграммой меня срочно вызвали в Москву и направили в командировку в США. Спустя несколько лет, я узнал, что перед моим выездом за рубеж сотрудники госбезопасности проверили на благонадежность всех моих родственников, живших на Украине… В Чикаго, в фирме «Интернэшн Харвестр», мы с коллегой принимали и комплектовали более 120 американских погрузчиков для УИ ЛПК, которые по контракту изготовили для комплекса. По условиям контракта техника могла работать при температуре до минус 40 градусов, мы предложили американским специалистам усовершенствовать машины, чтобы они выдерживали более низкие температуры воздуха и т.д.     

В 1978 году на промплощадке был создан автокомбинат, возглавил который Григорий Романюк. Меня назначили главным инженером предприятия. Кстати, необходимость автокомбината Бусыгину пришлось доказывать в министерстве. В конце 70-х - начале 80-х произошло объединение двух министерств – минлеспрома СССР и министерства ЦБП в министерство лесной и целлюлозно-бумажной промышленности, куда вошли лесные хозяйства и лесовозный транспорт. До этого в наш автокомбинат входил только технологический транспорт и транспорт по перевозке работников УИ ЛПК, а в связи с объединением министерств добавился еще и лесовозный транспорт. Кроме того, мы предложили создать дорожную службу, дополнив ее ремонтно-строительным и дорожно-эксплуатационным участками. Бусыгиным эта идея также была одобрена, и мы с директором автокомбината поехали защищать ее в Москву. Защитили, получив документы на Илимское лесоперевалочное управление – ИЛПУ, которое вошло в УИ ЛПК.

Михаил Иванович всегда был очень внимательным при обсуждении тех или иных идей. Если ты что-то предлагал, ты должен был аргументировать свое предложение. Почему? Потому, что, если он в чем-то усомнится, он обязательно проверит. Бусыгин доверял, проверял, наказывал, требуя ответственности за порученное дело. На планерках, бывало, такие разносы устраивал… Однажды досталось и мне. В морозы работников станции подъема воды, которая находилась в Карапчанке, возили в машинах-будках. На одной из планерок начальник станции пожаловался Бусыгину, что люди в «будке» замерзают. А мы тогда получили новенькие автобусы «Икарусы». Как главному инженеру автотранспортного предприятия Бусыгин поручил мне организовать автобусную перевозку работников станции. Я попытался возразить, мол, дороги на Карапчанку – плохие. На что Михаил Иванович безапелляционно заявил: «Вот ты и сделай дорогу!» Пришлось воспользоваться старыми знакомствами с ребятами-механизаторами «Братскгэсстроя», где я когда-то работал, чтобы почистить дорогу и пустить по ней автобус. Через какое-то время тот же начальник станции на вопрос Бусыгина «Как дела?» ответил, что все хорошо, только его работникам, которых возят на автобусе, теперь жарко и они засыпают в салоне… Эта ситуация меня так разозлила, что я на повышенных тонах высказал Бусыгину все, что я об этом думаю, и приготовился к увольнению. Но Михаил Иванович и не собирался меня увольнять, сказал, что «проработал» для порядка, чтобы другим неповадно было… Бусыгин научил работать не только меня, но и десятки других специалистов, которых он приглашал со всей страны. Отдыхал он редко, очень любил рыбачить, но в короткие часы отдыха никогда не переставал думать о строительстве комплекса и города, о пуске первых очередей УИ ЦЗ и т.д.

Стройка проверяла людей на прочность

Ветеран УИ ЛПК Анатолий Никольский с 1978 по 1983 год был начальником варочно-промывного цеха УИ ЦЗ, заместителем начальника производства целлюлозы.

— Было это осенью 1979 года, в преддверии первой, водной, варки усть-илимской целлюлозы, — вспоминает Анатолий Владимирович. — На совещании в СМУ-1 собрались все заинтересованные лица – монтажники, энергетики, киповцы. Присутствовал на заседании и Михаил Иванович Бусыгин, сидел он справа от меня. Поскольку до первой, пробной, варки целлюлозы оставалось мало времени, все приглашенные отчитывались о готовности: что сделано, что еще нужно сделать и т.д. После выступлений подрядчиков начальник СМУ-1 подытожил, мол, мы, вроде, все готовы, теперь все будет зависеть от Никольского и его личного состава: справятся или не справятся. Бусыгин тогда по-дружески положил мне руку на колено и сказал: «Пусть только попробует не справиться, мы с ним разберемся…» (улыбается).

Сказано это было, конечно, в шутку. А если серьезно, то в те годы, когда на плечах Бусыгина лежала огромная ответственность за судьбу строящегося комбината и города, он был требовательным, а порой и жестким. Правда, без веских причин, без оснований генеральный никогда не устраивал «разборки». Все, кто работал с ним, видели в нем порядочного, справедливого человека, профессионала с большой буквы, умеющего сплотить людей для решения задач государственного масштаба. А именно такой задачей в конце 70-х – начале 80-х годов прошлого столетия было возведение современного ЛПК и города на Ангаре.

Трудились мы тогда, не покладая рук. Уехать с работы домой в десять часов вечера было счастьем. Много сил было положено на ввод мощностей УИ ЦЗ. Стройка проверяла людей на прочность. Многие не выдерживали напряженности труда, бытовой неустроенности, отсутствия жилья, хотя дома в Усть-Илимске строились тогда один за другим.

Кто смог преодолеть временные трудности, а таких было все-таки большинство, душой прирастали и к Усть-Илимскому ЛПК, и к городу. Вот и моя судьба с ними накрепко связана. Здесь, на строительстве одного из крупнейших в стране и в мире лесопромышленных комплексов, мне посчастливилось познакомиться и поработать со многими интересными, выдающимися людьми, настоящими профессионалами в сфере ЦБП. Один из них — Михаил Иванович Бусыгин.

Подготовила Любовь ЖГУНЦОВА

Фото Екатерины КОНОНЧИК

Газета "ВЕСТНИК Усть-Илимского ЛПК"