Актуально:
19.04.2018
19.04.2018
19.04.2018
19.04.2018
19.04.2018
19.04.2018
19.04.2018
19.04.2018
12.04.2018
12.04.2018

Когда претензии – не по адресу

0

дата: 08.12.2017

«В редакцию газеты. В 2017 году администрация г. Усть-Илимска решила пенсионерам нашего города поездку на дачные участки оплачивать два раза в неделю в среду и в субботу. А в остальных городах Иркутской области всем пенсионерам дают проездные билеты бесплатно на месяц. …. Когда губернатор Левченко С. отвечал на вопросы телезрителей («горячая линия» с губернатором - ред.), я задала ему этот вопрос и получила письменный ответ. Мы, пенсионеры Усть-Илимска, просим администрацию нашего города ответить через газету, почему поступили с нами так?» - пишет автор письма, жительница Усть-Илимска А.С. Лысенко. Его она лично принесла в редакцию…

Письмо, честно говоря, несколько удивило. Решение областного правительства об ограничении количества льготных поездок по дачным маршрутам бурно обсуждалось пенсионерами Иркутской области. Против такого ограничения протестовали пенсионеры Ангарска, Иркутска, возмущались и усть-илимские льготники. В общем, вопрос с бородой…  Несколько странным выглядит и сопоставление количества бесплатных льготных поездок в Усть-Илимске с другими городами – количество это, оплачиваемое именно из областного бюджета, для всех городов одинаково. Можно предположить, что автор письма чего-то не знает, возможно, не совсем четко сформулировала свою мысль… Как бы то ни было, вернемся к обращению нашего читателя к губернатору. Письменный ответ Анне Семеновне из области действительно пришел. Ответ пространный, с массой ссылок на различные законы и постановления, пояснения, кто и что должен делать, а в итоге ничего конкретного не поясняющий. Его А.С. Лысенко вместе со своим письмом (см. выше) принесла в редакцию. 

Отвечала усть-илимской пенсионерке сотрудник министерства соцразвития Иркутской области – как раз того самого министерства, которое и компенсирует перевозчику стоимость льготного проезда по дачным (сезонным) маршрутам граждан, имеющих право на меры социальной поддержки. Компенсирует из расчета «один льготник – 10 поездок в месяц», о чем сотрудник областной соцзащиты в своем ответе не сообщила.

Таким образом, утверждение, и я бы даже сказала основной посыл автора письма, что «в 2017 году администрация г. Усть-Илимска решила пенсионерам нашего города поездку на дачные участки оплачивать два раза в неделю» (цитата, - ред.), не соответствует действительности. Не может администрация города принимать решение, сколько поездок льготников в месяц оплачивать перевозчику, поскольку не имеет на это права. Более того, в городской казне даже денег на это нет. Утверждая бюджет города на 2017 год, Городская дума Усть-Илимска приняла решение не закладывать в бюджет города деньги на возмещение перевозчикам затрат, связанных с перевозкой федеральных или региональных льготников, которые имеют право на меры соцподдержки, а также на возмещение затрат, связанных с увеличением количества «льготных» поездок (Решение Гордумы от 21.12.2016г. № 32/222 «О бюджете города на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов»).

Не может также администрация муниципалитета диктовать перевозчику количество и периодичность перевозок по дачным маршрутам, поскольку перевозчик – самостоятельное юридическое лицо и принимает решение о графике движения автобусов, исходя из экономической целесообразности маршрута. Маршруты же к большинству усть-илимских дачных кооперативов, по оценке перевозчика, убыточны, о чем также не единожды рассказывали многие усть-илимские СМИ.

На этом, наверное, можно было и остановиться. Однако, учитывая, что в своем письме А.С. Лысенко от имени пенсионеров Усть-Илимска просит ответить на вопрос о перевозках именно администрацию города, «Вестник» обратился за более подробным комментарием в департамент жилищной политики и городского хозяйства администрации Усть-Илимска. 

О границах и полномочиях 

– Насколько я понимаю, речь идет о межмуниципальных маршрутах? Потому что, например, в «Фиалку», в «Коммунальник» у нас автобусы ходят каждый день, и вопросов по поездкам в кооперативы, которые находятся в черте города, в администрацию города от устьилимцев не поступало. Все вопросы, с которыми в администрацию обращались горожане, касаются как раз межмуниципальных маршрутов в дачные товарищества, расположенные на территории Усть-Илимского района: «Лесники», «Жерон», «Надежда», 22-й километр, 25-й километр, «Родник» и другие, – уточнила ведущий специалист департамента Светлана Михайлова.

Что ж, Светлана Анатольевна оказалась права: задавая вопрос губернатору Иркутской области, А.С. Лысенко говорила именно о межмуниципальном маршруте – на дачу в «Лесниках». Конечно, об этих тонкостях она губернатору не сообщала. Возможно, поэтому и ответ из областного министерства пришел такой общий. 

Как пояснила Светлана Михайлова, раньше администрация города действительно организовывала перевозки по так называемым межмуниципальным маршрутам – тем, которые выходят за границу городской черты. Однако в 2015 году был принят федеральный закон «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13.07.2015 N 220-ФЗ. После того, как отдельные его положения вступили в силу в январе 2016 года, город не имеет права заниматься организацией перевозок по межмуниципальным маршрутам, не имеет права субсидировать перевозчика (компенсировать ему проезд льготников).

– На сегодня организация перевозок по межмуниципальным маршрутам, т.е. маршрутам, которые выходят за границу городской черты, – вне компетенции городской администрации. С 11 января 2016 года полномочия по организации регулярных перевозок наземным транспортом по межмуниципальным маршрутам возложены на областное министерство жилищной политики, энергетики и транспорта. Организовывать такие маршруты должно оно. А что значит «организовывать»? Это значит - обследовать дорогу, по которой пролегает маршрут, утвердить схему маршрута, подготовить и провести процедуру по определению перевозчика, выдать разрешение перевозчику и т.д. Соответственно, не в компетенции администрации города и вопрос о периодичности перевозок по дачным (межмуниципальным) маршрутам,  – говорит  Светлана Анатольевна. – Более того, город не имеет права финансировать организацию межмуниципальных перевозок, это нарушение бюджетного законодательства. Ни на ремонт дорог к этим дачным кооперативам, ни на какие-то субсидии по этим маршрутам перевозчику мы не можем выделить из городской казны ни копейки – это противозаконно! На сегодня администрация Усть-Илимска занимается организацией пассажирских перевозок только внутри границ города.

Все дело – в деньгах

Стоит сказать, что проблема уехать в отдаленные дачные товарищества у усть-илимских дачников возникла не вчера. Несмотря на отсутствие полномочий на организацию перевозок по межмуниципальным маршрутам, администрация города принимает активное участие в поисках решения этой проблемы. В июне вопрос этот обсуждался в администрации города на совещании с директором ООО «Попутчик», по этому же поводу трижды в этом году в Усть-Илимск приезжал зам. министра по транспорту Максим Тюрюмин, проводил совещание, приглашал наших дачников. На совещаниях была озвучена информация, что дороги в дачные поселки в ужасном состоянии, что некоторые перевозчики просто отказываются по ним ездить, особенно после дождя.

– Тот же «Попутчик» тоже не просто так отказывался возить горожан в отдаленные дачные кооперативы – у него не хватает транспорта, средств на покрытие расходов. Но так как нельзя было наших дачников оставить совсем без доставки в кооперативы, был найден компромисс. С 1 по 15 мая «Попутчик» составил минимальное расписание исходя из своих возможностей, а потом уже на лето добавил еще автобусы, но уже без предоставления льгот. Администрации города пришлось согласовать такое расписание, потому что мы не можем диктовать коммерческой компании, как ей вести свою хозяйственную деятельность. Подчеркну еще раз: это не полномочия администрации города, в данном случае просто необходимо было соблюсти формальность: есть расписание движения, значит, оно должно быть согласовано, ведь часть маршрута проходит в границах города. Расписание это было компромиссным, оно требовалось, чтобы эти перевозки вообще состоялись. Ведь вопрос стоял так, что их вообще могло не быть, как бы тогда добирались пенсионеры? Поэтому все участники процесса пошли на компромисс, – продолжает Светлана Михайлова. – Что касается вопроса А.С. Лысенко в части якобы «ограничения количества поездок» и ответа на это из минсоцразвития… Действительно, Постановление №81-пп правительства Иркутской области не предусматривает ограничение количества льготных поездок – ни по дням, ни по их количеству в месяц. Но в то же время перевозчик получает компенсацию из областного министерства соцзащиты лишь за 10 поездок льготника в месяц. Поэтому график движения автобусов он выстраивает так, чтобы не терпеть убытки, не возить пассажиров за свой счет.

Об этом говорил на совещании в администрации города и директор «Попутчика» Александр Вороницкий. Подведя итоги первого года работы на дачных маршрутах, руководство предприятия, по словам Вороницкого, пришло в ужас: за один месяц сезонных перевозок убытки предприятия составили в среднем 300 тысяч рублей. Автобусы тогда «Попутчик» выводил на линию каждый день… Руководство предприятия не единожды обращалось в областное министерство соцразвития, опеки и попечительства, областное министерство жилищной политики, энергетики и транспорта, к губернатору Иркутской области с предложением компенсировать расходы на перевозку льготников – в этом случае предприятие готово осуществлять столько рейсов, сколько требуется. Но вопрос пока так и не решен. На совещании Александр Вороницкий процитировал письмо из областного министерства соцзащиты, в котором на вопрос о компенсации за льготников в полном объеме ему ответили: «Финансирование соответствующих полномочий не является обязанностью субъекта Российской Федерации и осуществляется при наличии такой возможности …следовательно, условия реализации мер социальной поддержки зависят от финансовых возможностей субъекта Российской Федерации». Если перевести с чиновничьего языка на русский, это значит: денег на неограниченное количество поездок льготников на дачи в областном бюджете нет. Стоит ли говорить, что ни один бизнесмен не будет возить льготников за свой счет.

И снова о дорогах…

Я поинтересовалась, могут ли, как утверждает автор письма, другие муниципалитеты компенсировать поездки льготникам сверх этого смешного количества – 10 в месяц?

- Если муниципалитет это делает, значит, дачные кооперативы этих льготников расположены в границах муниципалитета, - говорит ведущий специалист департамента жилищной политики администрации города Светлана Михайлова. - Только в этом случае муниципалитет имеет право из своего бюджета дополнительно финансировать данную льготу. Нашим дачникам, чьи участки в «Лесниках», «Жероне» и других товариществах, расположенных в Усть-Илимском районе, все вопросы по количеству бесплатных поездок надо задавать областному министерству соцзащиты и министерству транспорта. Подчеркну, что  администрация Усть-Илимска обращалась в оба эти министерства с предложением увеличить количество возмещаемых льготных поездок. Нам ответили, что наше предложение рассмотрели, назвали его актуальным, поддерживают его. И все…   

Как рассказывает Светлана Михайлова, переписка с областными министерствами по поводу дачных маршрутов в этом году была интенсивной. Активными были садоводы из СНТ «Родник», они писали письма, обращались лично, приходили на встречи, в том числе и с заместителем министра.

В октябре этого года, заботясь о предстоящем сезоне заранее, председатель СНТ «Родник» Д.А. Розлуцкий обратился в администрацию города с письмом. В нем он просил оказать содействие в организации пассажирских перевозок членов СНТ «Родник» в летний сезон 2018 г. Администрация города направила в адрес министра жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области А.М. Сулейменова письмо с просьбой «установить межмуниципальный маршрут сезонных (садоводческих) перевозок пассажиров автомобильным транспортом по маршруту г. Усть-Илимск – СНТ «Родник» (место расположения – Усть-Илимский район)».

Ответ из министерства долго ждать себя не заставил. Ответ – отрицательный: «Установление данного регулярного автобусного маршрута не представляется возможным». Как поясняется в письме, рабочая группа, обследовавшая предлагаемый маршрут, пришла к заключению, что он не соответствует требованиям безопасности дорожного движения. Дорога, по которой планировался  маршрут (соединяющая автодорогу «Железнодорожный – Тубинский» с СНТ «Родник») имеет несоответствующую ширину, неудовлетворительное состояние обочин, на автодороге отсутствуют предупреждающие знаки и знаки приоритета, дорожные ограждения. Но главное – автодорога, по информации администрации Усть-Илимского района, не имеет категории, что является препятствием для установления регулярного автобусного маршрута…

Не хочется думать о плохом, но, как следует из ответа, члены СНТ «Родник» на следующий год могут остаться без регулярных автобусных перевозок до дач и обратно. Таковы на сегодня российские реалии. Когда выделялись участки земли под дачные кооперативы, пресловутого 220-ФЗ и в помине не было. Не было и таких жестких требований к организации пассажирских перевозок и их безопасности, не было и разграничений по финансированию этих маршрутов. Но сейчас они есть, и с этим приходится жить. 

– К сожалению, без регулярных автобусных маршрутов могут оказаться и другие СНТ, расположенные на землях Усть-Илимского района, потому что практически ни одна дорога к ним не отвечает существующим требованиям, не обеспечивает безопасное обслуживание пассажиров, – поясняет Светлана Михайлова. –  Выходом из сложившейся ситуации могло бы стать проведение администрацией Усть-Илимского района мероприятий по приведению дорог в нормативное состояние, в том числе и за счет средств областного бюджета.

Что ж, будем надеяться, что областные власти обратят на эту проблему внимание.

Ст. 11 п.4  ФЗ №220 гласит: «Межмуниципальные маршруты регулярных перевозок в границах субъектов Российской Федерации устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченными органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации» (вступила в силу 11.01.2016 г.). Здесь субъект РФ – это Иркутская область, а уполномоченный орган исполнительной власти –  министерство жилищной политики, энергетики и транспорта правительства Иркутской области.

Виктория ГАЛИУЛИНА

Газета "ВЕСТНИК Усть-Илимского ЛПК"