Актуально:
19.04.2018
19.04.2018
19.04.2018
19.04.2018
19.04.2018
19.04.2018
19.04.2018
19.04.2018
12.04.2018
12.04.2018

Запомни номер 112! Он – универсальный, для всех экстренных случаев

0

дата: 05.04.2018

В городской единой дежурной диспетчерской службе тестовые испытания проходит «Система-112». Система установлена в декабре минувшего года. А уже в июле, после государственной экспертизы, планируется, что она заработает на все 100%. Что такое «Система-112», что она даст городу и горожанам, на пресс-конференции, прошедшей 28 марта, рассказали и.о. директора МКУ «Центр обеспечения безопасности» Роман Кочин и начальник ЕДДС Усть-Илимска Александр Арапов. 

Начнем с главного. Развитию Единых дежурных диспетчерских служб вообще и «Системы-112» в частности в нашей стране придается очень большое значение. Рано или поздно такие системы заработают в каждом городе и в каждом районном центре России.

Система в целом связана с безопасностью наших граждан. Забота о жизни и здоровье россиян, сохранности их имущества, их личной и общественной безопасности, а также противодействие угрозам техногенного, природного характера и террору диктуют необходимость быстрого реагирования на угрозы.

«Создание «Системы-112» позволит нам более оперативно и более качественно реагировать на все возникающие угрозы», – поясняет Роман Кочин.

Из истории единого номера

Номер «911», действующий на территории США и Канады, знают, пожалуй, во всем мире. По этому номеру названа целая служба, обеспечивающая возможность обращения жителей конкретного района в местную систему общественной безопасности. Интересно, что первая служба «911» была открыта еще в феврале 1968 г. в американском Халлевиле, штат Алабама.

Благодаря Голливуду, каждый землянин знает, что в любой экстренной ситуации американец набирает «911». Оператор диспетчерской службы направит по указанному адресу пожарных-спасателей, врачей скорой помощи или полицейских и будет на связи с пострадавшим до тех пор, пока в этом есть необходимость, оказывая психологическую помощь и поддержку.

В Европе службы спасения строятся практически по тем же принципам, что и в США, но в качестве единого телефонного номера в странах ЕС принят номер «112». А значит, находясь в любой из европейских стран, можно, в случае необходимости, набрать номер «112» и получить требуемую помощь.

По пути унификации обращений в экстренные дежурные диспетчерские службы пошла и Россия. В нашей стране номер «112» назначен единым номером вызова экстренных оперативных служб на всей ее территории еще в декабре 2004 года. К середине 2012 года(!) единственным регионом России, где «Система-112» была построена, обслуживала реальный поток вызовов к экстренным службам, прошла первые государственные испытания и экспертизу Всероссийского НИИ по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, стала Курская область… А первой в эксплуатацию в России принята «Система-112» республики Татарстан, было это в ноябре 2013 года.

По данным главного управления МЧС России по Иркутской области, с 15 января 2014 года на базе ЕДДС Иркутска запущена и функционирует «Система экстренных вызовов – «112». В полную силу в областном центре система заработала в 2017 году.

Преображение городской ЕДДС

В Усть-Илимске единая дежурно-диспетчерская служба (ЕДДС) была создана июле 2010 года при департаменте безопасности жизнедеятельности города администрации города. В ее обязанности входил круглосуточный прием информации о происшествиях и оказание помощи пострадавшим.

Располагалась ЕДДС города в здании администрации. В смене работал единственный оперативный диспетчер, который собирал поступающую к нему информацию и переадресовывал ее по инстанциям, в том числе и в службы экстренного реагирования.

Сейчас городская ЕДДС входит в Центр обеспечения безопасности. С прошлого года она располагается по адресу Героев Труда, 40, на четвертом этаже. На средства из бюджета города – около 470 тыс. рублей – там сделан ремонт. Выделена комната отдыха для операторов, серверная и оперативный зал.

Оперативный зал достаточно просторный, 33 кв. метра условно разделены на три рабочие зоны. Одна – рабочее место оперативного дежурного. Именно оно оснащено системой оповещения горожан о чрезвычайных ситуациях. В случае ЧС оператор по громкой связи оповестит население, включит тревожные сирены, будет вести всю координационную работу по работе экстренных служб. Вне ЧС он принимает звонки от устьилимцев, отрабатывает и обрабатывает полученную от них информацию.

В другой зоне – рабочие места двух операторов «Системы-112». У каждого из них гарнитура прямой связи и два монитора, на одном из которых карта города, а на другом – информационная карточка.

«В ней и заполняется информация о происшествии и в зависимости от типа вызова переадресовывается в экстренные оперативные службы – полицию, пожарную, скорую помощь. Либо фиксируется, что звонившему требовалась справочная информация, которая была дана в полном объеме. Бывают и такие случаи, которые относятся к категории «ложный вызов», - говорит Александр Арапов.

Третья зона – зона системы видеонаблюдения «Безопасный город». На экран монитора любой из трех сменных операторов может вывести данные 59 видеокамер, установленных на всех важных перекрестках и городских объектах, где возможны массовые скопления горожан. Среди них, например, площади обоих дворцов культуры и обелиска Победы. Планируется, что в скором будущем здесь будет целая видеостена, размером в 4-6 огромных телевизоров и стоимостью в 2-2,5 млн рублей, которая позволит операторам в случае ЧС видеть больше, реагировать быстрее. Субсидию на такую стену ЕДДС уже запросили, теперь ждут ответа.

«Система-112» в Усть-Илимске

Оборудование «Системы-112» для Усть-Илимска обошлось областному бюджету в 1,7 млн рублей. Установили его в декабре прошлого года, к настоящему времени оно уже прошло техническую проверку. Оборудование работает и подключено к Центру обеспечения безопасности Иркутска.

Еще в декабре 2017 г. компания «Ростелеком» завершила работы, связанные с созданием системы вызова экстренных служб Иркутской области по единому номеру «112». Она связала в единую информационную сеть Приангарья диспетчерские службы 42 муниципальных образований. Создан также Центр обработки вызовов, который обеспечит передачу экстренных вызовов от жителей региона, хранение данных, взаимодействие с центром управления кризисными ситуациями МЧС и системой «ЭРА-ГЛОНАСС».

Однако в Усть-Илимске система все еще в опытной эксплуатации. Для работы в ней оперативные дежурные и половина операторов «Системы-112» прошли обучение в Иркутске. В штат ЕДДС были дополнительно включены 10 операторов.

Подобные комплексы имеются и в службах экстренного реагирования. Аналогичное оборудование они получили по линии своих министерств. Но пока не все комплексы интегрированы в «Систему-112».

«Теперь наша задача скоординировать и синхронизировать работу всех комплексов. На все это нам отведено три месяца», - говорит Роман Кочин.

«До июля мы будем работать в тестовом режиме, – дополняет Александр Арапов. – С июля, после того, как пройдем государственные испытания, «Система-112» заработает в полном объеме».

Ответят всегда

Что это значит? Это значит, что на номер 112 при необходимости можно будет позвонить с любого мобильного телефона, даже если на счете нет средств, если в телефоне нет сим-карты. Номер 112 будет работать всегда – вне зоны действия вашей сети, и если телефон заблокирован.

Согласитесь, один номер запомнить проще, чем выяснять, кому и куда позвонить в той или иной ситуации. Притом, что и сами ситуации могут быть совершенно разными. По статистике только за март в Усть-Илимске было принято 3013 обращений граждан. Из них по поводу пожаров – 23 звонка, по ДТП – 2 звонка, по медицинским вопросам – 227 звонков, по преступлениям – 229 звонков, по вопросам ЖКХ – 61 звонок, по различным вопросам – 119 звонков.

Номер «112» будет всегда «свободен». Как нам пояснил Александр Арапов, и сейчас два оператора свободно справляются со 100-150 звонками в сутки. Если все же случится, что оператор будет занят, то звонок будет автоматически перенаправлен в Центр обеспечения вызовов Иркутска, где таких операторов больше десятка. Не стоит переживать – информация и из областного центра попадет прямо по назначению. К тому же номер «112» не отменяет знакомые нам с детства номера «01», «02», «03». Не отменяет, но существенно разгружает!

– По статистике в 70% звонков в дежурные диспетчерские службы экстренных служб люди хотят получить справочную информацию, – говорит Роман Кочин. – «Система-112» в том числе разгружает профильные диспетчерские службы. Проконсультировать звонящих сможет и наш обученный оператор.

Галина САМОДУМОВА

Газета "ВЕСТНИК Усть-Илимского ЛПК"