Актуально:
17.05.2018
17.05.2018
17.05.2018
17.05.2018
17.05.2018
17.05.2018
17.05.2018
11.05.2018
11.05.2018
11.05.2018

Стажировка как способ передачи уникальных знаний

0

дата: 19.04.2018

С 1 апреля в городском и районном филиалах Группы «Илим» в Усть-Илимске введен обновленный Регламент стажировок сотрудников. Рассказать о стажировках вообще, о нововведениях мы попросили Галину Обиход, главного специалиста по обучению отдела по развитию и управлению эффективностью персонала Регионального кадрового центра в Усть-Илимске 

- До 1 апреля у нас было три вида стажировок сотрудников: обязательная, по производственной необходимости и стажировка с выходом на пенсию. С 1 апреля стажировка с выходом на пенсию разделена на два направления: стажировка с выходом на пенсию без создания рабочего места и стажировка с выходом на пенсию с созданием дополнительного рабочего места.

- То есть стажировок – три, а новшество – в стажировках с выходом на пенсию. Расскажите, пожалуйста, о последних подробней.

- Цель обеих стажировок – передача специальных, даже уникальных знаний и практических навыков от старшего поколения работников – младшему, подготовка замены высококвалифицированному сотруднику, имеющему высокий разряд по профессии/должности и собирающемуся уйти на заслуженный отдых. Обе стажировки длятся от 3 до 6 месяцев и заканчиваются экзаменом.  

- Галина Александровна, кто может стать стажером?

- По стажировкам в связи с выходом на пенсию наставника, кандидатом в стажеры может быть сотрудник, отработавший в филиале не менее года и имеющий разряд, равный разряду наставника.

По направлению «Без создания рабочего места» стажеру производится оплата, если время стажировки не совпадает с его рабочим временем, если совпадают – выплат не будет. Доплату к окладу получает и наставник. При положительной оценке на экзамене стажер занимает рабочее место наставника, а наставник получает вознаграждение: если подопечный получил оценку «три» - три оклада с начислением районного и северного коэффициентов, если «хорошо» - четыре оклада, если «пятерку» – пять окладов.

Теперь о стажировке «с созданием рабочего места наставника». Здесь кандидат в стажеры должен иметь трудовой стаж в филиале и разряд, как у наставника, на период стажировки его временно переводят на ставку наставника. Круг профессий/должностей для этой стажировки – высококвалифицированные дневные и сменные старшие рабочие 5-6 разрядов, сменные линейные руководители, например, старший сменный варщик 6 разряда (оператор пульта), сменный мастер. Наставником здесь становится сотрудник, собирающийся на пенсию. Стажер и наставник работают в тандеме с дублированием трудовых функций. Это принципиально – все делать вместе.

- Какие цели у двух других стажировок - обязательной и по производственной необходимости?

- Цель обязательной стажировки – адаптация к условиям работы, закрепление и совершенствование знаний и умений. Она регламентирована приказами Ростехнадзора, Гостехнадзора и пр. Перед допуском к самостоятельной работе все рабочие должны пройти стажировку на конкретном рабочем месте под руководством опытных наставников, назначенных приказом по организации. Этим же приказом определяется продолжительность стажировки. В этом случае ни стажеру, ни наставнику выплат не производится.

Стажировка по производственной необходимости проводится для подготовки кадрового резерва, подготовки сотрудника на период замещения – отпуска, больничного и т.п., для сотрудников, чья квалификация недостаточна для исполнения должностных обязанностей, а также для руководителей подразделений, если им необходимо понимание производственных процессов, и для лиц, ищущих работу в наших филиалах. Ее цель –  сформировать и закрепить на практике знания и умения, полученные при профессиональной подготовке. Необходимость определяет руководитель подразделения, он же согласовывает кандидатуру стажера, а из числа квалифицированных сотрудников назначает наставника. Наставник получает дополнительные выплаты. Стажеры тоже.

Добавлю, что мы разработали специальную памятку о видах стажировок, ее получат все подразделения филиала для ознакомления. 


На сегодня около 15% высококвалифицированного персонала на комбинате – это работники пенсионного возраста с большим стажем, уникальными знаниями и опытом. Мы не можем допустить, чтобы знания и умения не были переданы преемникам. Стажировка в формате дублирования функций необходима для передачи навыков работы в аварийных ситуациях, в условиях неопределенности. Ранее стажировка не предполагала создания дополнительного рабочего места для наставника. Но на практике в связи с разными режимами работы наставника и стажера не получалось отработать навыки быстрого реагирования в аварийных и нестандартных ситуациях (например, во время пуска после ППР и летних остановов). По сути, данная стажировка является адаптацией стажера на новом месте. Хочу сказать больше, наставников мы не собираемся забывать, планируем привлекать их для дальнейшего обучения наших сотрудников по профессии  в учебном центре. Это – наш  золотой фонд!, - Светлана Логачева, директор Регионального кадрового центра в Усть-Илимске

В 2017-м году в городском и районном филиалах стажировку прошли 52 сотрудника, из них в городском – 28, в районном – 34. 48 стажировок – по производственной необходимости, 4 – с выходом на пенсию.


Подготовила Наталья ФИРСОВА

Газета "ВЕСТНИК Усть-Илимского ЛПК"