Ольга ПЛАКАТИНА: «Занятость человека определяется чертами его характера»

дата: 14.02.2014

40-летию Усть-Илимска «Вестник» посвятил одну из своих рубрик. «Свидетели» - это цикл материалов об интересных людях, очевидцах строительства и развития нашего города.

Сегодня наша героиня – Ольга Ивановна Плакатина, кандидат педагогических наук, первый декан факультета математики и информатики Усть-илимского филиала Иркутского государственного педагогического университета.

- Ольга Ивановна, есть люди, про которых можно с уверенностью сказать: «Он - прирожденный учитель». Не думаю, что мне одной кажется, что вы именно такой человек. Как вы пришли в эту профессию?

- Родилась я в Иркутске, в интеллигентной семье, при этом мои родители были, что называется, интеллигенты в первом поколении. Моя мама родом из Белоруссии, приехала в Иркутск по направлению Ленинградского гидрометеорологического техникума. А спустя год после ее приезда, из столицы СССР в столицу Приангарья приехал и мой папа, окончив в Москве гидрометеорологический институт.

В нашем доме очень любили книги, родители читали каждую свободную минуту, естественно, что и мы с младшей сестрой тоже рано пристрастились к чтению. Наша домашняя библиотека пополнялась не только художественной литературой, было там много любимых нами с мамой словарей, книг по искусству, научно-популярной литературы. Уже года через два-три моей работы в школе у меня сформировалась приличная профессиональная  библиотека, которая пополнялась всю жизнь, а начинала я покупать книги по специальности ещё в институте. При переезде в другую квартиру в Иркутске нам пришлось с частью библиотеки расстаться. После этого дала себе слово, что ни одной книги больше не покупаю. Целых полгода слово свое держала (улыбается). Всегда надеялась, что когда уйду на пенсию, книги отдам кафедре, а тут такая накладка – филиал стали закрывать. Было обидно, что замечательные книги «не работают». Но выход нашелся: не так давно, осенью 2013 года, свою профессиональную библиотеку я подарила Бадарминской школе. Однако с некоторыми книгами так и не смогла расстаться.

- Как вы «нашли» свою профессию – учитель математики?

- В школу пошла учиться, тогда и надумала, что буду учителем. В 5 классе еще выбирала между учителем ботаники и истории, а в 6 классе уже точно определилась с будущей специальностью. В эту сторону меня развернули отчасти мама, отчасти учитель математики.

Мне повезло с тем, что и мама, и папа хорошо учились в школе и имели возможность мне помогать. Было это так. Мама мне объясняла, как решать задачу – я решала. «Неси, - говорит, - свой сборник». Был у нас тогда такой сборник задач Березанской. В нем мама отмечала штук 10 задач, которые я должна была решить дополнительно. «Мама, я 8 решила, а две не могу». Она эти две мне объясняет и отмечает еще 10 задач. «Решай!» - говорит. «Мам, я решила». Ну, все, на полгода она свободна от моих вопросов. Потом к старшим классам было уже так. «Мама, есть интересная задача по тригонометрии, хочешь решить?» «А я смогу?». «Сможешь-сможешь». Мы садились и вместе решали. Так что большую роль в том, что я стала математиком, сыграла мама. Но в 6 классе у нас действительно был интересный учитель. Он вел такую политику: «Хотите хорошо знать математику? Я вам задаю два примера, а вы решайте четыре». В силу добросовестности я так и делала, поэтому довольно быстро в предмете разобралась.

После окончания Иркутского пединститута  семь лет я проработала в школе. Все эти годы я практически заставляла себя вести математический кружок. Благодаря этому я «залазила» в такое, ... куда бы и не полезла, просто готовясь к урокам. Узнавала какие-то новые методы, способы решения. С ребятами я дополнительно работала много – часов сверх уроков, по-моему, было столько же, сколько самих уроков. В те времена ни один из учителей не догадывался сказать, что им за это деньги не платят.

- А как вы попали в высшую школу?

- Не собиралась, честно говоря, уходить из средней школы. Потом мама серьезно заболела, и мне надо было больше находиться дома. Как раз в это время меня пригласили работать в родной институт. Поначалу действительно работы стало меньше. А дальше я на своем опыте убедилась, что занятость человека определяется не характером работы, а чертами характера самого человека. Еще семь лет я проработала ассистентом и заместителем декана. В аспирантуру я не хотела поступать, не понимала – зачем мне это надо. Так что попала я туда практически случайно (смеется).

В аспирантуре Ленинградского педагогического университета мне повезло, моим научным руководителем была сама Евдокия Ивановна Лященко. Именно она сделала методику математики наукой, а не разговорами о чем-то. Надо сказать, что раньше много десятилетий и программы, и учебники по математике практически не менялись. И вся методика ее преподавания сводилась вот к чему – эту тему надо преподавать так, а эту так. Но потом начались времена Колмогоровской реформы (от авт. - по его учебнику «Алгебра и начала анализа», наверное, учились многие наши читатели), когда стало резко меняться содержание обучения. Тогда и стало понятно, что нельзя делать из методики набор рецептов, что нужны основательные базовые подходы. По моим понятиям, такую методику создали Абрам Аронович Столяр (Белоруссия) и Евдокия Ивановна Лященко (Россия). А Ленинградский педуниверситет, где Евдокия Ивановна возглавляла кафедру методики преподавания математики, стал методической Меккой на много лет.

- Ольга Ивановна, в Усть-Илимск вас пригласили в качестве декана одного из факультетов будущего филиала педагогического института. Расскажите, как все начиналось?

- Затея открыть пединститут главным образом была связана с тем, чтобы сохранить площади, оставшиеся после международного детского лагеря «Лидер». Уж зачем надо было строить очередной «Артек», когда рядом в Братске уже был лагерь такого же уровня – неизвестно. К тому же просуществовал «Лидер» совсем недолго.

- То есть не ради потребности в высшем образовании в Усть-Илимске?

- Во всяком случае, особенно о надобности высшего образования никто тогда не задумывался – у меня такое впечатление сложилось. Когда город еще только строился, конечно, сюда ехали специалисты со всей страны. Никакой проблемы в поиске людей толковых, энергичных, знающих у города не было. Из тех, кто приехал, было много пассионариев* (в терминологии Л. Гумилева), из них получались неплохие руководители различных структур. Много было превосходных учителей, они все были приезжие. Я говорю об отрасли, которую я ближе знаю. Но тогда уже надо было понять, что времена массового притока «золотых» кадров закончились, надо выращивать свои. Я не уверена, что такие представления были у тогдашних руководителей. Главная идея (при создании нашего филиала) была – сохранение площадей. Стали искать какой-то выход, кому-то пришла идея открыть филиал пединститута. Но надо отдать должное руководителям города, на протяжении существования филиала они помогали решать определенные проблемы. Особенно много на первых порах помогал тогдашний мэр – Анатолий Анатольевич Дубас, город выделял квартиры для преподавателей. А чем ещё можно было завлечь высококвалифицированных преподавателей? Я-то ехала, главным образом, к родственникам, а остальные – на совершенно пустое для них место.

Нашим первым директором был бывший директор МДК «Лидер» Виктор Петрович Кащеев. То, что он был человек умный – безусловно. И то, что он очень плохо представлял, что такое учебный процесс – тоже, безусловно, гораздо ближе ему был процесс воспитательный.

Впервые мы собрались в марте 1993 года. Узнали, что заведующей нашей учебной частью будет Зоя Прокопьевна Сметанина. У нее-то как раз был опыт в организации учебного процесса – она на ЛПК руководила учебным комбинатом, к тому же просто была хороший руководитель, так что с учебной частью нам повезло. Следующее общее собрание состоялось только в августе. Стали решать организационные вопросы. «Виктор Петрович, а доски?». «Ой, еще же доски!». «А мел?». «Ой, еще же мел!». Доходило и до такого.

В это же время в школе №8 уже шли вступительные экзамены. Тогда в городе было худо. ЛПК практически не работал. Семьи сидели без денег, отправить детей куда-то за пределы города очень многие просто не имели возможности, поэтому наш филиал, впрочем, как и те, что открылись чуть позже, сыграли важную роль для города. Поначалу филиалы вузов просто избавили город от массы безработных. Если дети окончили школу, устроиться на работу они не могут, поступить в другие города нет возможности, то в городе могла возникнуть довольно напряженная ситуация. А тут все-таки значительная часть этих ребят оказалась в числе студентов местных вузов. Это одна сторона вопроса.

С другой стороны, если посмотреть сейчас на тех, кто работает на предприятиях нашего города, то выпускники усть-илимских филиалов вузов среди них составляют значительную часть. Потому что новые кадры уже стали набирать из них.

Не знаю, как в других вузах, но в нашем филиале все начиналось серьезно. Из Иркутска приехали тогда пять кандидатов наук: из института иностранных языков Вера Николаевна и Генрих Яковлевич Фауст, из педагогического института – преподаватель психологии и педагогики Антонина Мироновна Зарукина, преподаватель истории Марина Сергеевна Арцименя и я. Пришли интересные учителя, которые работали на факультетах. Вахтой приезжали специалисты очень высокого уровня из Иркутска, Новосибирска и др. Позднее филиал ещё пополнился кандидатами наук, приехали работать в филиал Валентина Александровна Антонова, Евгения Борисовна и Евгений Николаевич Волосовы.

С самого начала в филиале было семь факультетов, восемь специальностей, с моей точки зрения, очень расточительно. Но начинали мы, прямо скажем, с голых столов, при этом столы нам дарили школы. Ещё хуже было другое: филиал открылся на «птичьих правах», как выяснилось позднее, не было никакого официального документа (приказа министерства) об открытии филиала. Соответственно не было финансирования. Первые 10 месяцев работы мы не получали никакой зарплаты, кроме денег за подготовительные курсы. «Раскручивать» эту ситуацию пришлось уже новому директору филиала – Галине Николаевне Терентьевой. И официально филиал открылся через два года после того, как был сделан первый набор.

Постепенно с многочисленными трудностями, преодолением многих препятствий филиал становился «крепким» учебным заведением. Усилиями Евгения Николаевича Волосова кадры дипломированных специалистов пополнялись за счет молодых преподавателей, в том числе собственных выпускников. А  когда казалось, что все трудности позади, наступила другая катастрофа – демографическая яма в стране, в итоге - невозможность делать достойные наборы студентов и плюс идея министерства: закрывать филиалы вузов.

- Ольга Ивановна, как вы относитесь к тому, что одно время филиалов в нашем городе было, как грибов после дождя?

- Да, тогда вузов на душу населения в Усть-Илимске было больше, чем в Иркутске. Как к этому относиться – не знаю. По-моему этот процесс просто никем не контролировался. В связи с таким большим предложением возможность получить высшее образование была у всех, независимо от способностей. Наши последние наборы не шли ни в какое сравнение с первыми, а некоторым поступившим просто нечего было делать в вузе.

То, что не надо всем выпускникам школ получать высшее образование – я в этом глубоко убеждена. Но когда количество выпускников школ практически равно количеству мест в вузах – выбирать особо не приходится. Министерству образования надо было все-таки решать эти вопросы. Либо вузы закрывать, либо закрывать глаза на тех, кто учится в этих вузах. Через такие демографические ямы мы не раз проходили. Вот я училась в такое время. Потому что мы родились до войны – там много было детей, а в войну детей рождалось мало – было понятно, что в школах и учеников будет мало. В те времена в вузах сокращали факультеты. В Иркутском пединституте их осталось два – физико-математический и историко-филологический. А студентам продлили срок обучения. До нас учились 4 года, мы уже учились 5 лет, правда, и получили мы две специальности. Но, тем не менее, проблема как-то решалась. Потом ситуация стала выправляться: когда пришли послевоенные дети, стали открываться новые факультеты. Наверное, что-то можно было сделать и в нынешней ситуации.

- Как вы думаете,  основную задачу наш филиал выполнил? Ведь как ни крути, а учителей в школах так и не хватает, да и средний возраст учителя – выше среднего.

- Тут дело не только в том, что наши выпускники не шли в школу. Время первых выпускников все еще было трудное, учителя перестали уходить на пенсию – на мизерную пенсию прожить было невозможно. К тому же стали брать больше нагрузки. И нашим молодым учителям, честно говоря, в школах часто были не рады. Но немало наших выпускников работает в школе, и некоторые стали уже классными специалистами. К тому же сейчас в городе вновь открывают педагогический вуз. Надеюсь, что на этот раз все сложится хорошо.

Беседовала Галина САМОДУМОВА

* Пассионарии – здесь: активные, предприимчивые люди, стремящиеся не только решить определенные задачи, но и каким-то образом изменить окружающий мир

Фото Екатерины ПОНОМАРЁВОЙ

Газета "ВЕСТНИК Усть-Илимского ЛПК"