Первая Невонская стала первой

дата: 28.11.2014

Фестиваль знатоков Усть-Илимского района прошел 16 ноября в центральной городской библиотеке им. Н.С. Клестова-Ангарского. За звание чемпионов боролись четыре команды школ поселков Невон и Железнодорожный.

Когда в городе впервые проводят какое-нибудь мероприятие, и оно обретает успех у публики, организаторы обычно обещают сделать его традиционным. «Фестиваль знатоков - акция разовая», - говорит руководитель Молодежного центра «Акцент» Игорь Щепетов. Но почему? Ведь судя по ажиотажу, царившему на мероприятии, искреннему смеху, активному переживанию за товарищей, стремлению к победе, фестиваль удался, да еще как!
«Код успеха» - пазл культурной мозаики России
Когда разберешься, в чем дело, то оказывается, что причин для расстройства нет никаких - просто однажды на перекрестке «сошлись» инициатива и ее поддержка. Путано? Объясняю. Инициатива – это проект «Код успеха», который молодежный центр «Акцент» ЦГБ давно и успешно реализует в городских школах. Нашим старшеклассникам уже не надо объяснять правила таких интеллектуальных и ролевых игр, как «Алфавит истории», «Крокодил», «Брейн-ринг», «Сто к одному», «Пирамида» и «Мафия», потому что каждый год команды всех усть-илимских школ принимают участие в соревнованиях по этим играм. Все они проходят в рамках проекта «Код успеха». Районные школы тоже стараются привлекать к поиску кода успеха, но их территориальная удаленность от Усть-Илимска не позволяет приезжать в город регулярно.
Вот здесь - то и понадобилась поддержка инициативы. С «Кодом успеха» ЦГБ приняла участие в конкурсе проектов «Культурная мозаика малых городов и сел», объявленного благотворительным фондом Елены и Геннадия Тимченко в феврале 2014 года. И завоевала-таки поддержку.
Представить, насколько хорош усть-илимский проект, помогут цифры. Так, из 2470 заявок со всех регионов России отборочный этап прошли 290 проектов. Вот, как их характеризуют столичные эксперты: «полуфиналистов отличали интересные идеи, хорошее знание истории и культуры своего региона, опыт работы с местным сообществом». Ну, а финансово были поддержаны 122 проекта, с условием, что все они будут реализованы до ноября этого года.
Знатоков выявил интеллектуальный марафон
По замыслу проекта, с 20 сентября по 5 ноября в Усть-Илимском районе прошел интеллектуальный марафон. В нем приняли участие ученики 8-11 классов невонских школ №1 и №2 и железнодорожных школ №1 и №2. Всего в рамках марафона прошло 24 турнира по шести играм. Учитель истории Невонской школы №1 Надежда Палеха поделилась: «Для меня, как учителя, важно, чтобы дети не только получали знания, но и могли применить их на практике. В ходе марафона ребята как раз их и демонстрировали. Они проявляли свои интеллектуальные способности, сообразительность, хорошее логическое мышление. Я заметила, что изначально у ребят был какой-то страх: а вдруг не справлюсь, а вдруг не получится. Но чем больше игр проходило, тем больше было желающих принять в них участие. Атмосфера на играх - доброжелательная, интересная. И, конечно, для нас, поселковых школ, важно, что турниры проходили у нас – не надо было никуда выезжать».
Победителями интеллектуального марафона стали 65 учеников из четырех школ. Они получили звание знатоков Усть-Илимского района, а четверо, выигравших самое большое число игр, стали магистрами. Так получилось, что все четверо - мальчишки, и все учатся в разных школах: Сергей Ивенков – в первой железнодорожной, Юрий Бухаров – во второй железнодорожной, Илья Билиенков – в первой невонской, Алексей Анкудинов – во второй невонской.
Но самые жаркие баталии  разгорелись 16 ноября в ЦГБ между школьными командами на фестивале знатоков.
Достойные соперники
Первой игрой фестиваля стал аналог телевизионного проекта «Сто к одному». Правила, думаю, объяснять ни к чему. Каждую команду знатоков представляла пятерка игроков, игры проходили по круговой системе. Мне как зрителю очень понравилась мобильность, с которой ведущий Игорь Щепетов проводил и эту игру, и все остальные. Быстро, четко, слаженно, при этом зрелищно, интересно, весело. И вопросы были подобраны замечательно: от легких развлекательных до таких, где без знаний не обойтись, от «Чем заправляется Карлсон?» до «Что находится в недрах Земли?». За победу каждая пятерка сражалась до последнего, и лишь в финале каждой встречи определялся ее победитель. Болельщики переживали, удивлялись ответам и хохотали над ними – такими искренними эмоциями невозможно не заразиться. Победителя этой игры – команду знатоков Невонской школы №2 – встречали громкими дружными аплодисментами.
Следующая игра – брейн-ринг, его тема «В мире животных». Здесь основной упор был на знания, широкий кругозор, любознательность, начитанность и быстроту реакции. Что ребята с готовностью и продемонстрировали. Ответы давались практически без раздумий, очень редко они были неверными. Хотя вопросы легкостью не отличались. Судите сами: «С головой какого животного изображался индуистский бог мудрости Ганеша?», «Какое животное с самым большим мозгом по отношению к телу?», «Почему суслику зимой не спится?» В этой игре больше всего правильных ответов опять же дала Невонская школа №2.
После мозгового штурма ребятам предложили отдохнуть. В это время для них провели экскурсию по библиотеке, но не простую, а театрализованную. Каждый отдел ЦГБ преуспел в умении удивить и заинтересовать школьников информацией о своей работе. Поэтому к веселой и озорной игре «Крокодил» ребята уже подошли на позитиве. Вот уж где можно было оторваться и подурачиться от души. Интересно, как бы вы определили, о каком слове идет речь, если вам показывают сначала на лицо, а потом на черные брюки? Лично я решила, что это грязнуля, ребята из команды предположили, что это негр. Ни за что не догадаетесь, кто это оказался… Американец.
Другая картинка. Парень изображает у себя длинные волосы. «Златовласка», «Рапунцель», «Русалочка» - перебирает известных им длинноволосых девушек команда. Правильный ответ – Анна Каренина, а парнишка пытался показать, что речь идет о женщине.
Ребятам надо было проявить и актерские способности, и знание персонажей, здесь требуется  не только знание школьной программы, но и кругозор школьника. Попробуй догадайся, что перед тобой изображают Зигмунда Фрейда, Нострадамуса, Карла Маркса... Лучше всех со своими заданиями справились ученики Невонской школы №2.
Признаюсь честно, больше всего меня впечатлила игра «Алфавит истории». Эту игру Игорь Щепетов когда-то придумал сам. В качестве темы для нее он выбирает один из дней воинской славы России, в этот раз, например, все вопросы были посвящены Куликовской битве. Тема сообщается заранее, ребята по ней старательно готовятся. А какие разные вопросы! О героях давно прошедшей битвы, о современных памятниках, о произведениях поэтов, писателей, мультипликаторов, об интересных событиях тех лет и современности. Первые буквы ответов проходят через весь алфавит, от «А» до «Я». В этой игре вот уже второй год равных нет Невонской школе №1. Как говорит Игорь, даже лицей «отдыхает» в сравнении с ними. И в этот раз они вновь стали лучшими, набрав в три раза больше очков, чем обладатели второго места в этой игре – железнодорожная школа №2.
Завершила фестиваль «Пирамида», весьма похожая на игру «Крокодил», но здесь нужно не показывать, а объяснять словами, исключая однокоренные. Ребята проявили умение быстро думать, быстро переключаться с одной линии объяснения на другую, продемонстрировали неплохой лексический запас. А зрители от души посмеялись, узнав, что маленькие дети, с крылышками и в памперсах, – это ангелы, и чего нет в Железнодорожном (асфальта). Победителем из нелегкого поединка вышла Невонская школа №1.
По итогам всех туров кубок и титул чемпиона фестиваля по праву завоевала Невонская школа №1. Второе место - у второй Невонской школы, а третье разделили первая и вторая школы Железнодорожного. Но без подарков в тот день не остался никто.

Галина САМОДУМОВА

Газета "ВЕСТНИК Усть-Илимского ЛПК"