Говори правильно

дата: 29.04.2016

Мотеты и кводлибеты

Полный список произведений Баха - интересный документ…  В нём можно встретить множество старинных слов, значение которых не вспомнишь сходу, а с некоторыми даже не знаком. Наверняка музыковеды прекрасно осведомлены, о чём идёт речь, но нам, простым смертным, всё же интересно, что скрывается за этими странными названиями. Давайте разбираться!

Кводлибет

Начнём, пожалуй, со слова «кводлибет». Это - старинная техника музыкальной композиции, а также пьеса, выполненная в этой технике, как правило, шуточная. Техника заключалась в том, что автор кводлибета сводил в одном произведении разные известные мелодии, либо последовательно, либо одновременно.

То есть, по сути, занимался тем же, чем сегодняшние авторы мэшапов - создавал музыкальную шутку, основанную на затейливом авторском соединении чужих произведений, на узнавании которых публикой и держался эффект от шутки.

Бах написал один кводлибет, сейчас его приводят в качестве максимально наглядного примера того, как работает произведение в этом жанре. Что примечательно, своему названию кводлибет обязан латинскому выражению quod libet, что переводится как «что угодно».

Мотет

«Мотет» - многоголосное вокальное произведение полифонического склада, один из центральных жанров в музыке западноевропейского Средневековья и Возрождения. Название происходит от старофранцузского слова mot, «слово». Термин «мотет» появился тогда, когда в многоголосых вокальных произведениях, ведущих свою родословную от григорианских хоралов, стал появляться самостоятельный текст. Мотеты могли быть как церковными, так и светскими, в зависимости от содержания текста, и были очень распространены в эпоху Средневековья — многие композиторы оттачивали на них своё композиторское мастерство, поскольку мотету полагалось быть произведением сложным и изысканным.

Ещё среди произведений Баха можно найти пассионы - музыкально-драматические произведения, содержательно посвященные событиям Страстной недели и исполнявшиеся в качестве народных представлений в соответствующую неделю, партиты - этим термином композитор называл свои органные вариации на тему хоральных мелодий и инвенции (небольшие полифонические пьесы, от латинского inventio, находка, выдумка). Бах писал их для своих учеников для разработки пальцев при игре на клавесине.

Наверное, в повседневной жизни эти термины вряд ли нам пригодятся, но знать, что за ними скрывается, всё равно полезно.

Мелочи пунктуации, которые могут испортить впечатление

Многие лингвисты замечают: главная беда сейчас - это не орфографические ошибки и не путаница в ударениях, это лишние запятые. Давайте разбираться, где нужно ставить запятые, а где все-таки не стоит.

1. «Дорогой(,) Иван Иванович!». Этот образец обращения к собеседнику есть в коллекции главного редактора «Грамоты.ру» Владимира Пахомова. Он недоумевает: как тут можно умудриться поставить запятую? Это довольно распространенная ошибка. Объяснить ее нетрудно: люди вспоминают школьное правило об обращении, которое обязательно обособляется, думают, что обращение — это «Иван Иванович». На самом же деле обращение тут — это весь оборот, вместе с «дорогой», поэтому и выделяться запятыми он должен целиком, а внутри не должно быть никаких знаков препинания. Еще один похожий пример с аналогичной ошибкой: «Красавица, ты, моя!» Здесь обращение не «ты», а все три слова целиком.

2. «Ну(,) вот». В фейсбучной переписке вы наверняка не раз встречали запятые после слова «ну»: «Ну, вот, не надо тут таких комментариев!» Тут опять срабатывает «эффект школьного правила». У большинства людей почему-то накрепко засело в голове, что междометия надо обязательно выделять запятыми (хотя это не всегда так). Поэтому действуют они по принципу: увидел «ах» или «ох» - сразу ставь запятую, не раздумывая. Словечко «ну» действительно может быть междометием, например: «Мама, ну, смотри!» Здесь и интонация подсказывает выделение запятыми - междометие побуждает к действию.

Но чаще всего «ну» попадается нам в качестве частицы, и вот в этом случае запятые не нужны. Как отличить одно от другого? Очень просто. Частица усиливает высказывание, ее можно заменить словами «допустим, положим». Перефразируем известный диалог из «Формулы любви»:

- Хочешь большой, но чистой любви?

- Ну хочу.

Тут вместо «ну» можно поставить «допустим», запятая не нужна. Если не получается с «допустим», подставляйте «так» и «итак». Такая замена тоже говорит о том, что запятую ставить не нужно.

Подготовила Наталья ФИРСОВА

Газета "ВЕСТНИК Усть-Илимского ЛПК"