«Важно не оставлять поиск новых инициатив»

дата: 08.12.2017

24 ноября впервые в истории Группы «Илим» центральный офис компании в Санкт-Петербурге, филиалы в Братске, Усть-Илимске и Коряжме объединил видеомост. Руководство «Илима» одновременно общалось почти с восемьюстами сотрудниками

Видеотрансляция шла из Петербурга, и, к сожалению, пока не было технической возможности обеспечить обратную связь. Поэтому представители филиалов не смогли полноценно участвовать в диалоге: вопросы просили отправить заранее. Всеобъемлющую «картину дня», помимо генерального директора, представили заместители: по финансам - Александр Эмдин, по производству - Александр Поздняков, по стратегическому развитию и управлению продукцией - Дмитрий Гречкин, по упаковочному бизнесу - Павел Юрченко и по кадровым ресурсам - Игорь Тюков. В общем, были детально проанализированы все ключевые направления.

Тренд на снижение несчастных случаев

Ксения Соснина подчеркнуто традиционно начала свое выступление с анализа ситуации с травматизмом, сделав акцент на росте вовлеченности сотрудников и подрядчиков в работу по безопасности. Об этом, по словам руководителя компании, говорит стабильный тренд на снижение травм категории LIFE.

- Хотела бы поблагодарить коллективы филиалов за эти результаты, - отметила Ксения Николаевна. - Видим, что люди становятся активнее: идет выявление предпосылок, опасных ситуаций, проводятся поведенческие аудиты. Статистика в части профилактики в два раза выше, чем в прошлом году. Это индикатор того, что в будущем мы сможем получить ожидаемый результат.

Прогноз - благоприятный

По итогам 2017 года прогнозируется хорошая операционная EBITDA (прибыль компании до выплаты всех видов налогов и платежей, - ред.).

- Мы вышли на твердый годовой показатель EBITDA выше 700 млн долларов, - подчеркнула Ксения Николаевна. - Большое влияние оказали рыночные цены на продукцию. Они были вполне благоприятными в течение года. Но самое главное - Группа «Илим» показывает отличные результаты по объемам товарной продукции (прогноз по итогам года - 3,3 млн тонн) и неценовым улучшениям (прогноз - 3,2%).

Приросли новыми активами

Весь 2017 год специалисты Группы «Илим» занимались актуализацией стратегии и бизнес-плана компании, обновлением портфеля проектов, выявлением рисков и поиском новых возможностей.

Примерно полтора года шла работа по расширению собственной лесосеки в Сибири, поскольку стабильное обеспечение сырьем - это важнейшее направление для лесного бизнеса.

- Мы приобрели новые участки и будем продолжать работу в этом направлении, поскольку оно дает больше уверенности в завтрашнем дне. Для нас обеспечение лесом - это ключевой и критический вопрос, - подчеркнула Ксения Николаевна.

Важное решение - интеграция в компанию завода в Московской области «Гофра Дмитров», где есть и большой профессиональный коллектив, и большой потенциал. Как отметила Ксения Николаевна, «люди были рады войти в состав Группы «Илим».

- Этим направлением занимается Павел Юрченко. У него много новых интересных идей. И мне кажется, здесь мы на правильном пути.

Буквально в ноябре началось оформление лицензий для СП «Янтарный поток» (совместное предприятие Группы «Илим» и компании «Оргхим»). Мы находимся в начале пути, предстоит решить немало организационных вопросов, прежде чем предприятие по производству продуктов лесохимии выйдет в нормальный режим.

Наша цель - удвоить прибыль

Наверное, впервые на встречах был столь широко и масштабно очерчен горизонт.

- Мы собираемся расти. Цель - удвоение EBITDA. Портфель проектов позволяет рассчитывать, что мы достигнем этой цели, - подчеркнула Ксения Николаевна.

Проекты - разной сложности и длительности. Над ними предстоит немало поработать.

- Прежде всего будут реализованы проекты, которые позволят постоянно улучшать эффективность существующего бизнеса. Это так называемые проекты НЦУ, когда мы добавляем ценности всем тем процессам, которые уже действуют в компании. Есть проекты, нацеленные на рост продаж в Азии и расширение бизнеса упаковки в европейской части России. Это может быть строительство новой машины, слияния, поглощения - этот вопрос на повестке дня стратегов компании. И очень важно - не оставлять «поиск новых инициатив, - еще раз подчеркнула Ксения Николаевна.

Как руководство оценивает возможности «Илима»? Что есть в активе? Прежде всего подготовленные, профессиональные сотрудники. Спрос на продукцию на рынке. Финансовые возможности. Филиалы обеспечены лесным сырьем, и этому компания продолжает уделять внимание.

Достигнута высокая эффективность затрат. Как отметила Ксения Соснина, «сегодня «Илим» очень конкурентоспособен».

- Нам отчасти помогает девальвация, но и без нее конкурентоспособность компании - одна из лучших в российском леспроме. Присутствуя на всех ключевых рынках ЦБП, «Илим» прекрасно знает свои сегменты. Понятны клиенты и их требования, логистика и технологии, очевидны драйверы роста. Я не вижу черного ящика, где бы мы не понимали, что найдем, - вот так образно обрисовала текущую ситуацию Ксения Николаевна.

Риски и возможности

В то же время риски и неопределенности на мировом рынке сохраняются. О них надо думать и говорить. Ксения Соснина рассказала о демографической статистике в мире и о том, как она может повлиять на бизнес компании в ближайшие годы.

Население Земли составляет 7,5 млрд человек. Ежегодный прирост - 70-80 млн человек. То есть количество потребителей продукции ЦБП растет. Но не везде. К 2035 году 70% населения будет жить в Азии и Африке. В Европе и Северной Америке - не более 20%. При этом прирост населения с 2015 по 2035 год в Африке прогнозируется на 57,3% при среднем годовом доходе на одного человека - от 3 до 6 тысяч долларов. Получается, что рост населения происходит в одних местах, и это беднейшие регионы планеты (Африка и Азия), а сосредоточение богатства - в других (Европа, США).

Высок процент городского населения, что хорошо для ЦБП. Уже сегодня 60% населения Земли живет в городах. В России этот показатель составляет 75%. Следовательно, спрос на упаковку и санитарно-гигиенические бумаги сохранится. Населения старшего возраста станет больше, поэтому фармацевтика, медицина будут востребованы, что также может благоприятно отразиться на отрасли.

В связи с такой демографией потребность в базовых ресурсах будет увеличиваться. Парадокс заключается в том, что, несмотря на развитие информационных технологий, которые способствуют прогрессу, глобальный спрос на бумагу не станет меньше. Этот спрос ожидается в тех странах, где дети пойдут в школы, но их родители вряд ли смогут купить ноутбуки и планшеты, поэтому классические учебники и тетрадки точно потребуются. В тех регионах, где население стареет, нужна упаковка и санитарно-гигиенические товары.

Нам есть куда расти

«Илим» в состоянии участвовать в любых демографических трендах. У компании хорошие позиции на азиатском рынке, где численность населения неуклонно растет. Растет и спрос на продукцию ЦБП. Хотя остаются определенные риски, возможность кризисных явлений, однако у компании достаточно устойчивые позиции, чтобы своевременно принять меры безопасности.

- В России нам необходимо укреплять позиции. Поскольку у нас самые большие производственные мощности, но потребность рынка невелика – около 7 млн тонн продукции в год. Для сравнения: потребность Китая только в упаковке - 90 млн тонн в год, - сказала Ксения Николаевна.

Но в России «наши кадры, наши затраты, что важно, и наши возможности», поэтому, отметила Ксения Николаевна, российский рынок нельзя обойти вниманием.

Кроме того, «Илим» хорошо позиционирует свою продукцию на европейском рынке, поэтому потребуется развивать маркетинг, сервис, искать новые возможности для роста.

Особый год

В своем выступлении Ксения Соснина обратила внимание аудитории на то, что уходящий год был особенным: мы отметили 25 лет «Илима» и 10 лет совместного предприятия с International Paper.

- Считаю, это - фантастика, таких результатов, достижений в отрасли немного, - подчеркнула руководитель компании. - Мы уже говорили, что для российского бизнеса, который начинался в 90-х, для самой компании, ее людей это были реальные риски. Такое выдерживают далеко не все.

Непростым стало образование совместного предприятия с американской компанией - объединение людей с разным менталитетом, разной культурой, разными подходами к сближению. И все-таки сегодня есть твердый повод говорить об успехах совместного предприятия.

Ксения Николаевна поблагодарила всех, кто стоял у истоков и кто сегодня обеспечивает впечатляющий результат.