Есть такая профессия... мужская!

дата: 23.02.2018

Варщик – рабочая элита

В этом твердо убежден старший варщик целлюлозы филиала Группы «Илим» в Усть-Илимске Евгений Евполов. В варочно-промывной цех Евгений пришел вслед за родителями. Много лет в нем проработали Александр Андреевич и Светлана Ивановна Евполовы. И сегодня Евгений и его младший брат Андрей продолжают их дело. Еще немного и династия Евполовых перешагнет столетний рубеж по общему трудовому стажу на комбинате. «Варщиком тружусь с 1999 года, до этого работал в ЦКРИ. Сегодня понимаю, что сделал правильный выбор. Варщик целлюлозы – рабочая элита производства. Да, сейчас за технологическим процессом «следит» компьютер, но от профессионализма и интуиции варщика по-прежнему зависит все: и стабильность процесса, и работа оборудования, и экономические показатели. Еще когда в ЦКРИ работал, мы всегда равнялись на варщиков, потому что все зависит от них. План не сделали – варщики плохие, план сделали – варщики молодцы. Теперь, когда сам варю целлюлозу, понимаю, почему это так», - говорит Евгений.

Он рассказывает, что варщики с 3 по 5 разряд работают непосредственно в цехе, следят за процессом от поступления щепы по транспортерам в бункер до подачи в варочный котел, контролируют процесс варки визуально и по показаниям приборов. Интуиция помогает, когда отказывают контрольно-измерительные приборы, и приходится продолжать варку, ориентируясь на визуальные впечатления. Варщики 6 разряда – это рабочая элита, они контролируют процесс варки за пультом. «Здесь ответственность еще выше. Надо вовремя отследить все режимы температуры котла, нагрузки. Надо вовремя отправить сотрудника на отметку, если что-то произошло… Думаю, что женщина  не смогла бы работать варщиком. Дамы более эмоциональны, чем мужчины. А в нашей профессии самое главное – это спокойствие, надо не паниковать, не отвлекаться на посторонние звуки, шумы, четко выполнять свое дело. Ну, и физически мужчины все-таки сильнее, а ведь здесь иногда и силу надо приложить», -  подытоживает Евгений.

«Тягать лесовоз - мужская работа...»

Возить лес – это работа для настоящих мужчин, считает водитель на вывозке леса автоколонны №1 лесовозного транспорта филиала Группы «Илим» в Усть-Илимском районе Александр Тепайкин.

Как и многие мальчишки, в детстве мечтал работать водителем. Мечту осуществил. Сначала водил небольшие машины, потом трактор. Около десяти лет назад освоил лесовоз, в 2010 году пришел в филиал Группы «Илим» в Усть-Илимском районе. Сегодня он работает на новом лесовозе «Volvo». «Профессия водителя лесовоза сложная, но интересная. Я пришел в нее уже в зрелом возрасте, четко понимая, что смогу. Эта профессия не лишена романтики, но она одна из самых тяжелых. Техника, на которой мы работаем, сверхмощная. Например, дальнобойщики не возят больше 20 тонн. А у нас порожний лесовоз вместе с прицепом весит более 20 тонн, загруженный же вообще  более 40 тонн! Они тяжелые, их надо чувствовать, понимать, постоянно контролировать ситуацию на дороге. Управлять такой техникой не каждому под силу», - рассказывает Александр.

Чтобы ездить по лесным дорогам, нужны сноровка, профессиональная интуиция, уверенность в себе, решительность и стрессоустойчивость, считает Александр. Все это приходит с опытом. Как наставник Александр Тепайкин учит  молодых водителей. «Сразу интересуюсь, понимает ли человек, какую профессию выбрал, чем будет заниматься. Наша работа - ответственная. От каждого водителя зависит работа всех подразделений лесного и городского филиалов. Если мы не привезем древесину на промплощадку, биржа не будет работать и т.д. Заготовленное сырье в лесу никакой ценности не имеет! В нашей работе важны профессиональные качества, а еще взаимопонимание и выручка. Мы работаем в коллективе, экипаж – это твоя семья, где ты должен уметь договариваться, а также доверять. Со мной в экипаже работают Виталий Кошкаров, Олег Новиков и Влад Пахомов. Мне повезло с напарниками, и в целом мне интересно здесь работать!  А женщина… думаю, тягать лесовоз – это все-таки мужская работа», - добавил Александр.

Тушить пожары должны мужчины!

Командир отделения - спасатель специализированной противопожарной аварийно-спасательной службы (СПАСС) филиала Группы «Илим» в Усть-Илимске Евгений Курилин в пожарной охране – 18 лет.   Имея на руках диплом механика сельского хозяйства, после демобилизации Евгений понял, что в Усть-Илимске работы по его специальности нет. Куда идти? «На государственную службу», - решил Евгений и пришел в ПЧ-38 на ЛПК. На новой работе пришлось много учиться. Предприятия ЛПК – серьезный, взрывопожароопасный объект. Здесь пожарный должен знать не только тактику действия при загораниях, но и иметь представления о работе всех подразделений завода, четко знать особенности технологического процесса. «В нашем деле очень важно уметь работать в команде, просчитывать свои действия. Командир, ведя за собой свой расчет, отвечает не только за себя, но и за всех, кто с тобой в отделении», - говорит Евгений.

Он до сих пор вспоминает пожар на минусовой отметке одного из подразделений комбината, который произошел несколько лет назад. Пришлось работать практически вслепую, дым застилал все. Этот случай еще раз подтвердил, что знание зданий и объектов на производстве для пожарного очень важно.

Евгений говорит, что профессия пожарного сейчас уже перестает быть чисто мужской: в вузах женщины уже учатся на спасателей. Но тушить пожары, считает он, все-таки должны мужчины!

Судьба – железная дорога

Машинист тепловоза Валерий Селедцов работает в филиале «Финтранс ГЛ» в Усть-Илимске 36 лет. За смену он больше всех делает рейсов, больше всех перевозит грузов.

В семье железнодорожников не было. Но родной город Белово в Кемеровской области – приличный железнодорожный узел. Валерий выучился на машиниста, работал в Барнауле. Оттуда ушел в армию. Афганистан, ВДВ. Больше про это ничего не хочет говорить...

В Усть-Илимск приехал после армии. Позвал старший брат, который уже несколько лет работал на строительстве УИ ЛПК. «Я сразу устроился в управление железнодорожного транспорта (сейчас филиал «Финтранс ГЛ» в Усть-Илимске - авт.). В Барнауле я работал на электровозе, а здесь тепловозы – маленькие, маневровые. В электровозе - как в «Жигулях», чисто и уютно, а тепловоз работает на дизтопливе, мазут, грохот. Пришлось привыкать», - говорит машинист.

Валерий Владимирович говорит, что его профессия - романтичная, но трудная и ответственная. Управлять составом из нескольких десятков вагонов, груженных целлюлозой, древесиной, – дело не из простых, ведь масса одного вагона доходит до семидесяти тонн! Машинист должен четко соблюдать инструкции по эксплуатации тепловоза и безопасности движения, быть внимательным, собранным и выносливым. Валерий Владимирович говорит, что за свою бытность всего один раз в Барнауле встречал женщину-машиниста. А вообще, он считает, что на железной дороге нет женских профессий.

Оксана КВИНТ

Газета "ВЕСТНИК Усть-Илимского ЛПК"